16 Октября 2015 года в 10:36

Специфика ​применения регулирующей арматуры в тепловых пунктах

Как известно, регулирующая арматура применяется для регулирования расхода рабочей среды, в частности, в рассматриваемом нами случае теплоносителя (жидкости). Несмотря на различия в назначении запорной и регулирующей арма туры, многие проектировщики применяют к ним одинаковый подход для подбора, выбирая их по диаметру трубы. К сожалению, данный метод не только ведет к повышенным финансовым затратам, но и в большинстве случаев приводит к неудовлет ворительному качеству регулирования. Рассмотрим теорию вопроса на примере Индивидуального Теплового Пункта (ИТП) как распространенного объекта регулирования.

Главная задача ИТП — это регулирование температуры теплоно сителя и его количества, подава емого в радиаторы системы отопления или систему ГВС. Регулирование температу ры сводится к смешению потоков низкой и высокой температуры либо уменьше нию (увеличению) потока через гре ющий контур теплообменника, в случае независимой системы. Таким образом, все процессы в ИТП, так или иначе, связаны с регулированием или ограничением рас хода теплоносителя (воды). Регулирующие клапаны являются глав ными элементами ИТП и оснащаются электроприводами для управления через специализированный контроллер, опре деляющий необходимость прибавить или убавить поток в зависимости от показа ний датчиков температуры. Применение таких клапанов позволяет автоматизи ровать процесс и исключить необхо димость ручной подстройки, а значит добиться большей энергоэффективности и точности поддержания требуемой температуры теплоносителя (особенно важно для ГВС). 

Балансировочные клапаны являются ограничивающими элементами и служат для внесения дополнительного сопротивления в систему с целью выравнивания гидравлических сопротивлений контуров или ограничения расходов в проектных (договорных) рамках. Для целей ограничения расходов балансировочные клапаны хоть и имеют огромное распространение, тем не менее, не ограничивают расход в абсолютных значениях. При увеличении располагаемого напора, расход превысит изначально заданное значение.

Регуляторы перепада давления являются более продвинутыми устройствами, чем балансировочные клапаны. Они поддерживают заданный перепад между двумя точками в местах подсоединения импульсных трубок путем изменения степени прикрытия клапана, в связи с чем меняется расход и, как следствие, падение давления на регулируемом участке. В ИТП данные устройства, несмотря на высокую стоимость, получили широкое распространение и применяются для поддержания на регулирующем участке (клапане с электроприводом) постоянного перепада независимо от изменяющегося расхода, благодаря чему последний находится в оптимальной рабочей точке, что улучшает качество регулирования (точность поддержания выходной температуры). Следствием данного процесса также является ограничение расхода, но в отличие от балансировочного клапана может быть настроен конкретный расход, который не будет превышаться даже при изменении располагаемого напора.

Регуляторы давления «до себя» (регулятор подпора) и «после себя» (редуктор давления) являются устройствами, ограничивающими давление, а не расход, соответственно перед собой или после себя. Редукторы применяются для понижения давления до определенной заданной величины, как правило, в контуре подпитки или на выходе ИТП в систему ГВС. Могут быть и другие применения, например уменьшение располагаемого напора для уменьшения падения давления на других элементах. Регуляторы подпора служат в качестве «плотины» для поддержания давления в системе и приоткрываются лишь для стравливания «излишков» при превышении заданного давления. Тут мы плавно переходим к еще одному типу регулирующей арматуры — предохранительному клапану. В отличие от регулятора давления «до себя», который точно поддерживает давление перед собой и имеет промежуточные положения штока, предохранительный клапан при достижении настроечной величины реагирует более грубо, открываясь полностью, потом также полностью закрываясь. В целом алгоритм их работы похож, отличия в основном в конструкции.

Любая регулирующая арматура имеет такой важный конструктивный параметр, как «Коэффициент пропускной способности» Kvs, который обозначает расход через полностью открытый клапан с перепадом давления на нем 1 бар. Значение коэффициента пропускной способности является частным случаем коэффициента расхода клапана Kv, показывающего расход при любом другом положении клапана и перепаде давления на нем 1 бар. При подборе регулирующей арматуры необходимо производить расчет падений давлений на всех элементах ИТП с увязкой их с общим располагаемым перепадом на вводе ИТП.

Несмотря на то, что большинство расчетов производятся на основе формулы

Kvs = Q / √ΔP

где:

Kvs — значение Kvs (м³/ч);

Q — расход потока (м³/ч);

ΔP — перепад давления на регулирующем клапане (бар),

многие проектировщики все-таки путаются в них. Связано это во многом с необходимостью брать некоторый запас, так как данные для проектирования редко совпадают с реальными при эксплуатации ИТП. Тем не менее, чрезмерный запас ведет к значительному ухудшению качества регулирования, когда при малейшем изменении положения клапана расход изменяется скачкообразно — «режим хлопушки». Для простоты понимания: это как ехать на гоночной машине со скоростью тихоходной — как минимум не очень удобно.


ООО «Квант СПб» занимается как проектированием, так и монтажом и обслуживанием ИТП уже не один год. Наши специалисты изучили все нюансы регулирования в процессе пуско-наладки и эксплуатации. Все теории расчетов проверены, вычислены оптимальные методы. Ошибки в проектах, встречающиеся нам, могут быть оценены и спрогнозированы, начиная от ситуации «может произойти при определенных условиях» до «так делать категорически нельзя, так как …». При обращении к нам вы можете быть уверены, что получите неизменно качественное проектирование и грамотный подбор оборудования, а также, при необходимости, монтаж и последующее обслуживание ИТП.

Источник Завод Квант

Другие новости

17 Августа 2020 года в 14:34

+5% к программе лояльности

Добавляем 5 процентов к программе лояльности

13 Июля 2020 года в 09:52

​ Модернизация ИТП

7 Апреля 2020 года в 17:34

Работа Квант в период карантина

27 Декабря 2019 года в 13:26

Работа в новогодние праздники

13 Августа 2019 года в 13:32

Реализация продукции KVANT

26 Декабря 2018 года в 14:27

Работа в предпразничные дни

31 Июля 2017 года в 11:09

Получены новые СРО

Получены новые СРО дающие допуск на монтаж, обслуживание и проектирование узлов учета, индивидуальных тепловых пунктов и насосных станций